?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

АЛКОГОЛИЗМ И ПЬЯНСТВО

Поговорим о понятиях. Вообще, любую беседу надо начинать, как считается, с определения предмета. Но скажу вам как специалист по спорам – настоящие разговоры тем интересны, что начинаются в порыве страсти, когда собеседникам интуитивно понятно, о чём они будут говорить. Точнее, каждому понятно, о чём будет говорить он, интуитивно понятно. На самом деле – не понятно. Но сперва так кажется, и даже не хватает времени подумать фразу «Ну это же понятно» – настолько всё легко. Но если разговор продолжается, и говорящие хотят действительно понять, о чём они говорят, тогда стоит поговорить и о понятиях. Сегодня предлагаю к обсуждению два смежных, но глубоко разных, понятия – пьянство и алкоголизм. Казалось бы, эти слова вполне могут быть и синонимами. Часто разговор идёт об одном и том же человеке, а его называют то так, то этак. Но если поставить вопрос – чем же пьяница похож на алкоголика, и чем отличается? – возникнет, скорее всего, несколько мнений.


Первое мнение таково – понятие «алкоголизм» происходит от «алкоголя», следовательно, алкоголик любит алкоголь, причём их любовь может быть несколько нездорова. Но это не значит, что алкоголик много пьёт – он просто может любить алкоголь. Например, представим себе некоего винного гурмана, который каждый день пьёт по бокалу прекрасного вина, искренне радуясь букету, вкусу… Такой человек вполне может ни разу не напиться в жизни, но страсть к алкоголю в его душе, безусловно, есть. А коллекционер, который собирает редкие напитки? Тоже ведь имеется страсть к алкоголю, а тот человек и вовсе может не попробовать души своих подопечных – дабы не нарушить целостности коллекции. Печальный случай. Тогда как пьянице, по большому счёту, сам алкоголь не нужен. Его интерес – в опьянении. Вином ли, поэзией, общением, иными счастьегонными… Так опьяняться призывал Бодлер в одноимённом стихе, причём состояние пьяности необходимо поддерживать, по мысли мэтра, всегда. Хотя сам Бодлер отнюдь не брезговал опьяняться и алкоголем, но вполне можно представить себе его и пьяным от поэзии. Скорее всего, для пьяницы главный наркотик – искреннее общение, которое проступает и в моменты алкогольного опьянения, и в моменты поэтического экстаза, и на прочих экзистенциальных рубежах. И к алкоголю пьяница вообще имеет опосредованное отношение, но уж если пьёт – не для наслаждения вкусом, а для вхождения в излюбленную комнату, на сей раз через такую дверь.

Второе мнение, которое тоже встречалось мне за разными столами – пьяница есть человек скорее шумный, тогда как алкоголик тих и замкнут. В этой версии пьянство воспевается скорее как разгул, кутёж, цыгане. Пьяница любит компании, любит поспорить, подраться – активно отдохнуть, в общем. Конечно, все люди по характеру разные, и некоторым нужно немало принять на грудь, чтобы зачесались как следует кулаки, но веселье требует жертв, и приходится пить. Получается, что прекратить инъекции пьяница может ровно в тот момент, когда разогрелся достаточно, чтобы дальше функционировать автономно. Другое дело – алкоголик. Он пьёт скорее потому, что хочет уйти в свой отдельный мир, и не участвовать в процессе пьяного разгула. Сидит алкоголик в уголке, на краю, старается быть незаметным и тихонько напиваться. Прекратить введение препарата он, теоретически, может с наступлением фазы довольства вновь созданным миром, но только чаще всего алкоголик не успевает достичь этой фазы – его валит зелёный змий, или бьёт по морде пьяница.

Третья теория предполагает количественный критерий и содержит забавный нюанс. Некоторые считают, что алкоголик – это человек, которому для употребления алкоголя никто, кроме алкоголя, не нужен. С другой стороны, пьяница нуждается в компании, хотя бы состоящей из классических двух собутыльников и повода. Пьянице, конечно, нужен повод – с горя, на радости, за кого-то, в честь… Алкоголику поводом могут стать наличие алкоголя, или же ломка при его нехватке. Интересно, что другие люди как раз считают наоборот, что алкоголику требуется компания, потому что он ещё находится на такой стадии, что переживает по поводу своего алкоголизма. В это время пьяница суть человек уже настолько оскотиневший, что ни в ком не нуждается, и подаёт признаки жизни лишь в виде самых низменных рефлексов, как-то перистальтика, дыхание, глотание… Его не занимает, отчего он когда-то начал пить, он просто продолжает пить по привычке. Хороший пример – герой Николаса Кейджа в «Покидая Лас-Вегас». Горький пьяница, что называется.

Есть и другие версии различения двух основополагающих алкотегорий, но чаще всего я встречал именно упомянутые три. Причём можно, вероятно, все их соединить воедино, и создать относительно целый образ. Например, алкоголик потому и ведёт себя тихо на попойках, что ему не нужно собутыльников. А пьяница ищет компанию, чтобы пообщаться. Но когда поднимаешь этот вопрос в обществе полевых исследователей – акценты делаются именно в таком виде. Впрочем, может быть, мне просто собеседники попадались однообразные...

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
thirsty_writer
Aug. 13th, 2013 06:23 am (UTC)
Возможно, к моменту печатного издания книги сомнения покинут меня, и этот эпизод не войдёт в неё. А может - появятся и дургие версии - тогда этот эпизод, прежде чем исчезнуть, побудит меня записать их :)
thirsty_writer
Aug. 15th, 2013 08:08 am (UTC)
Кстати, на днях заметил ещё одну трактовку. Текст, оповещавший о вреде вредных привычек, начинался так: "Пьянство и слудющий за ним алкоголизм...". Следовательно, пьянство понимается как сам процесс употребления алкоголя, а алкоголизм - как болезнь, наступающая в случае злостного пьянства.
drinkever
Aug. 15th, 2013 09:55 am (UTC)
Словоблудно :)
На самом деле алкоголик и пьяница это одно и тоже, просто одни называют крепко пьющего человека пьяницей в силу своего воспитания, а другие более прямолинейно - алкоголиком.
Да и для кого то человек выпивающий в свой день рождения 2 кружки пива уже потенциальный алкоголик, а для кого то человек приходящий каждую пятницу на рогах просто работяга, который имеет право расслабится после трудовой недели. Так что суть одно что алкоголик, что пьяница.
thirsty_writer
Aug. 15th, 2013 04:35 pm (UTC)
С одной стороны - да, а с другой стороны - раз есть два слова, значит и два состояния присутствуют, иначе бы хватило одного слова. Вы ведь тоже в своём журнале разделяете эти понятия, называя себя бытовым пьяницей:)
drinkever
Aug. 15th, 2013 04:46 pm (UTC)
Да как сказать, по медицинской классификации я считаю себя алкоголиком со второй стадией, по бытовой пьяницей :)
lisfi
Aug. 15th, 2013 07:37 pm (UTC)
это не спам)))
You drink a lot because you're supersmart, study says http://now.msn.com/smarter-people-drink-more-study-says#scpshrtu

привет от Кевина:) это он выложил ссылку
thirsty_writer
Aug. 16th, 2013 11:07 am (UTC)
Re: это не спам)))
Кевин плохого не посоветует:))
фома гордеев
Apr. 23rd, 2017 02:36 pm (UTC)
Одурманивающие вещества – это яд. Буквально яд. Если духовное знание – это нектар, то одурманивающие вещества – это настоящий яд. Если вы будете изучать химию, это так и называется – яды. Входит в раздел ядов. И поэтому просто плохо и стыдно от этого. Это не человеческая жизнь. Человеку не должно быть стыдно за то, что он делает. Ему должно быть от этого легче. Если не стыдно и легче, если человек рад от того, что он делает, если он может об этом с радостью вспоминать, если он может этим поделиться – это его прогресс. Но если всего этого нужно стыдиться, бояться и потом еще начинаются проблемы со здоровьем — это деградация. Поэтому то, что способствует деградации, мы естественным образом отвергаем.

Жизнь ради деградации – это не жизнь. А мы принимаем только то, что способствует развитию. Признаки развития – счастья становится больше. Счастье должно увеличиваться и у нас должна появляться гордость за то, что мы делаем. Не стыд, а гордость. Мы должны гордиться нашим знанием, нашими учителями. Нашими достижениями.

Фактически, курение, алкоголь, наркотики – это самоубийство. Можно довести себя до полного самоубийства, а можно до частичного. Какая разница? Сознание отключается. Постепенно отключается, тело умирает. Поэтому — это форма самоубийства, красивая, обставленная и названная культурным самоубийством. Культура употребления вина или ментоловые сигареты. Это знаете… Шелковая петля. Из лучших сортов шелка, намыленная лучшим французским мылом. В ароматизированном подвале под музыку Шопена. Конечно, здорово, но это все равно самоубийство, просто медленное.

Результат воздействия интоксикации достаточно быстро проявляется. Опыт можно провести сразу и посмотреть, что будет. Берёте человека, наливаете ему стакан, второй, третий и результат на лицо — он превращается в свинью. Радостно ползет домой. Поэтому разумного человека интересует то, что просветляет. А не разумного интересует то, что одурманивает.

Почему человека вообще интересуют одурманивающие вещества, от чего он хочет уйти? От ответственности. Для чего нужны одурманивающие вещества? Чтобы не думать об ответственности. Потому что если мы поступаем неверно, мы чувствуем ответственность, совесть начинает давить. Чтобы уйти от мук совести, нужно одурманить свое сознание. Поэтому фактически курение, алкоголизм, наркотики – это даже не на нас направлено воздействие, это на совесть направлено воздействие. А совесть, это знаете, кто? Это Сверхдуша, это голос Бога в сердце. Кого мы хотим убить? Мы Бога в себе хотим убить. Чувствуете, как интересно? Бога в себе хотим убить.

Себя мы не готовы убить, за себя мы будем бороться до конца. Мы хотим совесть убить в сердце, чтобы Он заткнулся. «Заткнись, Бог. Вот Тебе яду. Заткнулся, нет? Вроде заткнулся». Пьяному море по колено, горы по плечо, с 10 этажа могу упасть и не разбиться, факт. У пьяного появляются мистические совершенства. На какой-то момент он летает как птица, плавает как рыба в луже. Может все что угодно сделать. Но потом приходят веселые последствия. Потому что он убивает в себе совесть, а это последняя надежда – совесть.

Поэтому в этом и грех. Потому что мы не только себя убиваем, но и мы косвенно Бога хотим убить. Прямо в себе. «Живет тут в сердце, понимаешь!».

Из лекции Вячеслава Рузова «Улыбка Смерти»
( 8 comments — Leave a comment )